_М_
Страница 21

Добавление: Одним из первых исследователей М. в. был рос. психолог Николай Николаевич Ланге (1858-1921), который в 1892 г. опубликовал работу «Закон перцепции». На основании своих экспериментов Ланге описывает восприятие как процесс развития: «Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов, или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая следующая — более частного и дифференцированного». Значительно позже идея перцептивного развития получила развитие в Лейпцигской школе, один из представителей которой — Ф. Зандер (1928) — создал теорию М. в. (в его терминах — теорию Aktualgenese). Ученик Зандера (Undeutsch U., 1942) выделил след. стадии М. в.: 1) стадия диффузного целого; 2) стадия дифференциации фигуры и фона, но еще отсутствия четкого восприятия формы; 3) стадия, на которой наблюдатель начинает формулировать рабочие гипотезы относительно идентификации формы (преконфигурационная стадия); 4) стадия четкого восприятия формы. Количество выделяемых стадий у разных авторов варьирует от 3 до 6, но все они подтверждают закон перцепции, установленный Н. Н. Ланге. (Б. М.)

МИКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye micromovements) — непроизвольные движения глаз, возникающие во время их фиксации. Их амплитуда не превышает 20-30 угл. мин. К числу М. г. относят тремор, дрейф и микросаккады (флики).

МИКРОПСИЯ (от греч. mikros — малый + opsis — зрение) — видение предметов уменьшенными и более удаленными по сравнению с их обычными видимыми размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще она обусловливается действием периферических факторов; в этом случае различают аккомодативную М., возникающую вследствие действия усиленного импульса к аккомодации глаз, не сопровождаемого соответствующим увеличением площади изображения на сетчатке, и ретинальную М., возникающую при увеличении расстояния между фоторецепторами под воздействием, напр., опухоли, растягивающей сетчатку. Син. микропия. См. Восприятия пространства нарушения, Зрение, Макропсия.

МИКРОЭРГОНОМИКА (англ. micro-ergonomics) — область эргономики первоначально рассматривающая дизайн интерфейсов между человеком и др. элементами системы, включая интерфейсы человек—работа, человек—машина, человек—программное обеспечение и человек—среда. (К. В. Самойлов.)

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ (Mill, 1806-1873) — англ. философ, психолог, экономист; представитель ассоциативной психологии. В концепции «ментальной химии» М. подчеркивается несводимость свойств продуктов ассоциативного объединения к сумме свойств составляющих его частей, подобно тому как в химии свойства химического соединения не сводятся к сумме свойств входящих в него элементов. Это явно противоречило основному постулату ассоцианизма классического периода о суммативном характере сознания. Оригинален М. и в «обратном» введении в ассоцианизм таких понятий, как Я, ассоциации по сходству. При этом М. считал ассоциацию связью не самих элементов сознания, а стоящих за сознанием 2 мозговых (физиологических) процессов, т. е. склонялся к решению психофизической проблемы в духе параллелизма и отрицанию самостоятельности психологии как науки (законы психологии есть на самом деле, с т. зр. М., законы физиологии мозга). (Е. Е. Соколова.)

МИМИКА — см. Выразительные движения.

МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ (англ. sign language) — форма общения глухих. М.-ж. р. представляет собой сочетание естественных и условных жестов и мимики. М.-ж. р. основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, причем многие отношения между жестами и их значениями отличаются от аналогичных отношений между словами и значениями в обычной речи. Так, настенные, карманные, ручные часы обозначаются различными жестами; глагол летит изображается по-разному, в зависимости от того, кто или что летит (самолет, бабочка, птица, пыль). Вместе с тем один и тот же жест может обозначать предмет и действие (пила и пилить, топор и рубить, утюг и гладить и т. п.). Общее число жестов, обозначающих многие родовые понятия (одежда, обувь, транспорт, животные и т. д.), ограничено; близкие понятия не дифференцируются (напр., огонь, костер, пожар; сон, мечта, фантазия; мороз, морозит, морозный, морозно).

Своеобразие М.-ж. р. проявляется и в ее синтаксисе: в предложении сначала обозначается предмет, потом его качество (флаг красный); действие обозначается после объекта, на который оно направлено; отрицание следует за глаголом, вопросительное слово стоит в конце фразы.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Это интересно:

Развитие социально-психологического тренинга как совокупности активных групповых методов психологического воздействия. Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие
Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности ...

Основные свойства внимания и их проявление в младшем школьном возрасте. Научные взгляды на изучение внимания и его развитие
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [10. с. 250] Проблемой изучения внимания ...

Выводы
Многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, да же тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудн ...