КОНАТИВНЫЙ (от лат. conatus — попытка, усилие, стремление) — термин, относящийся к интрапсихическим (мотивационным и волевым) и интерпсихическим процессам регуляции поведения. Напр., поведенческий компонент аттитюдов синонимично называют «К.»; регулятивную функцию знаковых сообщений также называют «К.». Т. о., этот термин образует триаду вместе с терминами «когнитивный» и «аффективный». Изредка используется также существительное «конация». (Б. М.)
КОНВЕКСИТАЛЬНЫЙ (от лат. convexus) — выпуклый. Напр., конвекситальная (т. е. выпуклая наружная) поверхность больших полушарий мозга (в отличие от медиальной и базальной поверхности).
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (англ. convergence theory) — теория психического развития ребенка, выдвинутая нем. психологом В. Штерном. Син. теория двух факторов.
В К. т. делалась попытка снять односторонность 2 предшествующих ей теорий психического развития — преформизма (нативизма) и сенсуализма (эмпиризма). В 1-й из этих теорий предопределяющее значение в развитии ребенка придавалось внутренним условиям — фактору наследственности, во 2-й — внешним условиям, окружающей ребенка среде (см. Кондильяк Э.).
Штерн исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) 2 указанных факторов, при доминирующей роли фактора наследственности. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики.
К. т. по своему существу биологизаторская. Психическое развитие сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств (см. Возрастная психофизиология). Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.
Взгляды Штерна на психическое развитие отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция. См. Биогенетический закон, Рекапитуляция.
КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. convergere — приближаться, сходиться) — тип вергентных движений, для которого характерно сведение зрительных осей обоих глаз на более близкие объекты. К. г. необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалось на соответствующие (корреспондирующие) места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился. К. г. служит также в качестве источника информации о расстоянии до объекта. См. Бинокулярное зрение, Дивергенция глаз.
Добавление: Угол К. г. непосредственно используется в глубинном зрении в качестве признака удаленности. Это «дальномерное устройство» действует на расстояниях до 450 м. Полимодальная комбинация раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации глаз, а также К. г., является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета. Обратим внимание на тесную связь аккомодации и К. г.: определенное состояние 1-й вызывает определенную степень сведения зрительных осей, и наоборот. См. также Константность восприятия. (Т. П. Зинченко.)
КОНГРУЭНТНОСТЬ (от англ. congruence) — подлинность, открытость, честность; одно из 3 «необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода в психотерапии. Термин «К.» введен в психологию К. Роджерсом для описания: а) соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека; б) динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т. п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае К. (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и др. людям.
К. — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими др. людей (иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). К. — это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, напр., за маской или ролью «эксперта». К. наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. К. можно рассматривать и как характеристику общения, а также как особый режим эффективной работы любого фасилитатора (психотерапевта, консультанта, учителя, родителя). (А. Б. Орлов.)
Это интересно:
Исследование уровня развития взаимоотношений
работников
1. Служба изоляции (5 человек):
Коммуникативные взаимоотношения работников данного отдела имеют невысокий уровень развития положительной тенденции (0,5). Это значит, что процесс обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию (коммуник ...
Группа истероидов
Шоковая реакция диктует необходимость «выплеснуться». Как бы ни были драматичны истерики больного, не следует их пугаться, потому что зачастую в них заложена склонность больного к театрализации и демонстрации — игре. Больные этого типа бо ...
Выводы
Анализируя результаты, было выявлено, что
1. дети из полных семей:
· по методике «Круги» располагают себя ближе к родителям (6 из 9);
· в методике «Рисунок семьи» изображают реальный состав семьи с благополучными взаимоотношениями;
· ...