ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. information-processing approach) — один из основных методов когнитивной психологии, в котором человек рассматривается как сложная система обработки информации. Процесс обработки состоит из ряда последовательных или параллельных во времени этапов, на каждом из которых выполняются специфические операции по преобразованию информации (кодирование, выделение отдельных признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия и т. п.). Основные характеристики этапов: пропускная способность (скорость переработки), информационная емкость, тип кодирования, длительность цикла преобразования. Конечная цель И. п. — построение частной или обобщенной модели исследуемого психического процесса. Такая модель является эвристическим средством собственно психологического анализа и состоит из гипотетических функциональных блоков, соединенных последовательно или параллельно и выполняющих конкретные функции преобразования информации. См. Метод микроструктурного анализа. (А. И. Назаров.)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК (англ. information search) — активное выделение оператором элементов информационной модели, необходимых для решения задач управления или контроля.
В И. п. включаются след. действия: неселективный поиск или пересчет сигналов в информационном поле («инфополе»), поиск и выделение информации по заданному эталону, обнаружение изменений в инфополе, определение очередности обслуживания объектов. Эти действия могут выполняться либо независимо одно от др., либо в сочетании. Время выполнения поисковых задач зависит: 1) от общего объема отображения: время И. п. возрастает пропорционально числу объектов в инфополе; 2) от оперативного объема отображения: с увеличением количества искомых сигналов время поиска возрастает; 3) от размера инфополя: так, увеличение размера экрана в 6 раз приводит к сокращению скорости работы в 2-3 раза; 4) от структуры инфополя: специальная его организация сокращает время И. п.; 5) от разнообразия элементов инфополя: увеличение разнообразия знаков приводит к возрастанию времени И. п.; 6) от количества эталонов, с которыми сличаются элементы инфополя: время И. п. возрастает пропорционально числу эталонов, которыми оперирует наблюдатель; 7) от сложности выполняемой задачи: увеличение сложности поисковой задачи, связанное с возрастанием нагрузки на оперативную память (напр., переход от задач поиска по заданному параметру к задачам обнаружения изменений в инфополе), приводит к резкому возрастанию времени И. п. См. Переработка информации (оператором), Прием информации.
ИНФОРМАЦИЯ ОСВЕДОМИТЕЛЬНАЯ И КОМАНДНАЯ — см. Индикатор.
ИНЦЕСТОФИЛИЯ — см. Половые извращения.
ИОСТА ЗАКОН — см. Закон Йоста.
ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.
ИПСАЦИЯ — см. Онанизм.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (англ. artificial intelligence, AI) — направление в компьютерной технологии, ставящее перед собой цель создания компьютеризованных систем с использованием аналогов интеллектуальных функций человека. В рамках И. и. возникла проблема оперирования знаниями — та составляющая триады познания, которая, в отличие от 2 др. (приобретение и структурирование знаний), почти не затрагивалась в науках о человеке. Др. важная проблема — представление знаний, т. е. приведение их (по крайней мере, для ограниченной предметной области) к виду, адекватному и удобному как для компьютера, так и для пользователя. Основные разделы И. и.: доказательство теорем, моделирование игр, распознавание образов и сцен, робототехника, экспертные системы, инженерия знаний, информационно-логические системы. Проблематика И. и. интенсивно разрабатывается также в когнитивной психологии. См. также Семантические сети, Синергетика. (А. И. Назаров)
Это интересно:
_Н_
НАБЛЮДЕНИЕ (англ. observation) — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. разв ...
Консультативная психологическая помощь семье. Виды
консультативной помощи
Все большую популярность стал приобретать подход к семье, как к единице социального воздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функциониров ...
Эмпирическое исследование взаимосвязи внутреннего имиджа организации и имиджа
руководителя. Выявление типа корпоративной культуры,
доминирующего в различных организациях
Исследование типа корпоративной культуры мы осуществляли с помощью методики «Оценка организационной культуры» К. Камерона, Р. Куинн. Исследование было проведено на 5 маленьких организациях, состоящих из 10–14 подчиненных.
Обработав резул ...