_И_
Страница 13

ИМАГИНАТИВНЫЙ — психический процесс, связанный с воображением (фантазией). Син. имажитивный.

ИМАГОГИКА — см. Онтотерапия.

ИМАЖИТИВНЫЙ — см. Имагинативный.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — умственная отсталость средней тяжести (между дебильностью и идиотией).

ИМИТАТОР — см. Тренажер.

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (англ. implicit personality theory) — житейские, обыденные, ходячие представления о взаимосвязях между свойствами и чертами личности (напр., «если ревнует, то любит»; «полные люди — добряки»). Подобные представления необязательно должны быть осознанными; атрибут «имплицитный» указывает как раз на то, что они могут функционировать на уровне неосознаваемых, интуитивных установок (ожиданий). Этот термин ввели Дж. Брунер и Р. Тагиури (Bruner J. S., Tagiuri R., 1954). (Б. М.)

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (от лат. impresso — впечатление) — термин, обозначающий одну из сторон речевой деятельности — восприятие и понимание речи. Устная И. р. выражается в слуховом восприятии устной речи, письменная И. р. — в зрительном восприятии текста (чтении). Нарушения устной и письменной И. р. характерны для различных форм афазии и обусловлены дефектами различных звеньев речевой функциональной системы в зависимости от локализации очага поражения в коре головного мозга (левого полушария у правшей).

Устная И. р. у глухих выражается в зрительном восприятии произносимых слов посредством чтения с губ. Письменная И. р. у слепых заключается в тактильном восприятии рельефного текста, напечатанного на бумаге или передаваемого читальной машиной, а также в слуховом восприятии фонических сигналов читальной машины. Дактильная И. р. (см. Дактилология) основана на зрительном (для глухих) или на осязаемом (для слепых) восприятии обозначений букв. Ср. Экспрессивная речь. (Е. Д. Хомская.)

ИМПРИНТИНГ — см. Запечатление.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (англ. impulsivity; от лат. impulsio — толчок; в переносном смысле — побуждение, повод) — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. От И. следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. И. преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением. Совместные игры дошкольников, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов др. играющих, способствуют преодолению И. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков И. часто является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. У старших школьников и взрослых людей И. наблюдается при большом утомлении, аффекте или некоторых заболеваниях н. с. См. Гиперактивность детская.

Добавление ред.: 1. И. вместе с антонимичным термином «рефлексивность» обозначает одно из предполагаемых измерений сложного конструкта «когнитивный стиль». Для выявления и измерения И. разработан ряд тестов и опросников, в частности Matching familiar figure test Кагана и опросник импульсивности С. и Г. Айзенков. При выполнении теста Кагана испытуемых классифицируют по скорости и точности ответов на 4 категории: решающих задачи медленно и точно относят в категорию «рефлексивные»; быстро и неточно — «импульсивные»; др. варианты (быстро—точно и медленно—неточно) образуют полюса характеристики, которая называется «эффективностью».

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Это интересно:

Амнезия детства
Большинство взрослых, даже будучи в солидном возрасте, могут вспомнить события своих ранних лет, но только до определенного момента. Фактически никто не может точно вспомнить многие события, происшедшие до трехлетнего возраста. Возьмем, н ...

Постановка проблемы исследования
Мы будем придерживаться подхода В.И. Слободчикова и Е.И Исаева [91] которые считают категорию рефлексии исходной в анализе пробле­мы сознания. В сфере индивидуального сознания рефлексия выступает кардинальным способом разрешения центральн ...

«Повторный брак» McGrow Hill, 1977.
В настоящее время происходит увеличение числа детей, воспитывающихся уже с дошкольного возраста в повторнобрачных семьях. В детских садах обнаруживается в среднем от 5% до 20% детей из таких семей. Многие дети в условиях повторного брака ...