_Г_
Страница 5

Философской основой Г.-п. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах «объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры-фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в 1 гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля — закон прегнантности, т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. зр. «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.

При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» (см. Временная перспектива, Топологическая и векторная психология).

После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. «Общества гештальт-теории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (англ. gestalt therapy) — направление психотерапии, развившееся во 2-й пол. XX в., основывающееся на понятиях классической гештальт-психологии, в частности, на понятиях гештальта, фигуры и фона и на теории поля К. Левина. В то же время в Г.-т. можно найти элементы самых разных психологических и философских течений — психоанализа, экзистенциализма, психодрамы, феноменологии, дзэн-буддизма и др. Создатель Г.-т. — амер. психиатр Фредерик (Фриц) Перлз (Perls, 1893-1970). Он считал, что человека следует рассматривать как целостную живую систему, включенную во взаимодействие с окружающим миром, причем сама психологическая жизнь человека — это процесс образования гештальтов, т. е. целостных образов наличной ситуации. Под целостностью организма понимается в данном случае нераздельность и взаимопроникновение физической и ментальной активности человека. Любой аспект поведения человека рассматривается как проявление целого — его бытия. В норме бытие человека осуществляется «здесь и теперь», в контексте наличной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Это интересно:

_Д_
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) — известный отечественный психолог и педагог, творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского, совместно с Д. Б. Элькониным построил теоретические и методологические основы новой научно-практ ...

Наблюдение
Для исследования уровня развития внимания у детей, было необходимым посетить уроки в школе и пронаблюдать за поведением учащихся 2х классов. Наблюдение проводилось на по следующей схеме. Ученик Даниил К. Ход урока Что делали учащ ...

Структура имиджа руководителя
Основными составляющими имиджа руководителя, по мнению Марии Колосовой, консультанта по организационному развитию компании «5 Professional Management» (Москва), являются [16]: · внешность ü внешний вид (прическа, одежда, аксессуары ...