_А_
Страница 15

АДДИКЦИЯ — см. Аддиктивное поведение.

АДДИТИВНАЯ ШКАЛА (англ. additive scale) — шкала, для которой справедливо правило сложения, как для любых действительных чисел. Это означает, что субъективная величина ощущения в n единиц данной шкалы должна быть эквивалентной сумме субъективных ощущений любой суммарной комбинации единиц этой же шкалы, дающей равную ей сумму. Напр., излучение, характеризующееся на шкале светлот ощущением в 50 единиц, должно быть эквивалентно сумме ощущений в 30 единиц и 20 единиц, 25 и 25 единиц и т. д. См. Измерение в психологии. (Ч. А. Измайлов.)

АДДИТИВНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ (англ. additive color mixing) — один из способов смешения цветов; эффект субъективного слияния в однородное цветовое качество нескольких световых излучений, имеющих различный спектральный состав, при их попадании на один и тот же участок сетчатки глаза. Первое научное описание феноменов А. с. ц. дал И. Ньютон (1672) на основании опытов с разложением и сложением световых лучей призмами и линзами. Результаты опытов Ньютона и последующих исследователей получили обобщенное выражение в форме законов смешения цветов.

АДЕКВАТНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ (восприятия) (от лат. adequatus — приравненный, равный) — соответствие субъективного образа объекту, оригиналу. Когда говорится об А. о., имеется в виду, правильно ли и насколько правильно в образе отражается его объект. Степень А. о. определяется условиями взаимодействия анализатора с воздействующим стимулом. Пример неадекватного образа (отражения) — иллюзии восприятия.

АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ. В зависимости от контекста под А. р. понимают: 1) раздражитель, на переработку параметров которого избирательно настроены рецепторные образования органов чувств (анализаторы); 2) раздражитель, который вызывает восприятие или стимулирует формы поведения, адекватно отражающие его содержание. Эти определения не совпадают, если их рассматривать применительно к ситуации возникновения иллюзий. Напр., раздражение вестибулярного аппарата в момент прекращения вращения тела вокруг вертикальной оси, приводящее к возникновению окулогиральной иллюзии (см. Окулогравическая иллюзия), является адекватным в 1-м, но не во 2-м смысле.

АДЛЕР АЛЬФРЕД (Adler, 1870-1937) — австрийский психолог, представитель психоанализа. С 1902 по 1911 г. — член основанного З. Фрейдом Венского психоаналитического общества. В 1911 г. А. порывает с Фрейдом и создает свой вариант психоанализа — индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков. Творчество А. оказало свое влияние на гуманистическую психологию, некоторые направления неофрейдизма, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии. (Е. Е. Соколова.)

АДРЕНАЛИН (лат. ad — при + renalis — почечный) — то же, что эпинефрин; гормон мозгового вещества надпочечников (или искусственный аналог его). Выделяется при возбуждении симпатической н. с. (см. Вегетативная н. с.). См. также Катехоламины, Память эмоциональная.

АДРЕНОКОРТИКОТРОПНЫЙ ГОРМОН (АКТГ) (англ. adrenocorticotropic hormone, ACTH) — гормон животных и человека, вырабатываемый гипофизом. Его мишенью служит кора надпочечников, где под воздействием АКТГ усиливается синтез и секреция кортикостероидов. Принимает участие в адаптационном синдроме (стрессе).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Это интересно:

Деятельность как определяющий фактор для формирования личности. Условия формирования профессиональной деятельности
Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, вс ...

Игры и их роль в психокоррекции дошкольников и младших школьников
Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников. Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеет данные исследования К. Левина и его сотрудников о ро ...

Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга. До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивны ...