В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Вообще интерес к вопросам пола возникает у детей очень рано, однако поначалу он не связан с эротическими переживаниями. В подростковом возрасте он уже имеет физиологическую основу. Неспособность найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые из них в подростковой среде пользуются большой популярностью из-за того, что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это называется «смотреть стриптиз» [24, c. 43-45]
У подростков также бытует мнение о том, что ряд наркотиков способен усилить потенцию, выполняя роль своеобразного сексуального допинга. Чтобы снять страх и психологическое напряжение, которое возникает при первом половом контакте, некоторые подростки (обычно мальчики) могут прибегать к использованию одурманивающего препарата.
Провоцировать наркогенное заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации [5, c. 60-61]. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков использование наркотиков становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости », независимости.
Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание [9, c. 29-30]. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - цель психического развития подростка. Именно в общении со сверстниками происходит освоение основных коммуникативных навыков, приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Подросток, в силу тех или иных причин лишенный контакта со сверстниками, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру.
Однако реакция группирования со сверстниками имеет и свои отрицательные стороны. По данным опросов, абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические веществ, в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники оказываются в роли инициаторов проб одурманивающего препарата. При этом перед молодым человеком встает выбор - принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. Тем более расплата за отказ от пробы следует незамедлительно, подросток оказывается изгоем, тогда как последствия приобщения к наркотизации скажутся спустя длительное время. Все это, а также несформированность умения сопротивляться внешнему давлению, отстаивать собственную точку зрения повышает риск возможной наркотизации.
Педагогу очень важно своевременно выявить в детском коллективе тех, кто уже имеет опыт применения наркотических или токсикоманических веществ. Во-первых, для того чтобы препятствовать дальнейшему развитию наркогенного заражения у юного поклонника дурмана, а во-вторых, для того, чтобы предотвратить приобщение к одурманиванию других воспитанников. Дело в том, что для подростков, имеющих опыт наркотизации, свойственна специфическая поведенческая реакция - прозелитизм (заражение) [11, c. 88-90]. Установлено, что один молодой человек, использующий наркотики, способен вовлечь в наркотизацию еще 4-5 подростков. Таким образом наркотизирующийся пытается снять чувство вины за собственное увлечение, оправдываясь перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду, которая живет по схожим законам и принимает его. Конечно, такое поведение редко носит осознанный характер, сам молодой человек до конца не понимает мотивы своих действий.
Это интересно:
_Ш_
ШАБЛОНЫ (в рисовании) (англ. stencils). Детскому рисованию присуща известная тенденция к закреплению привычек графических образов. При определенных условиях это превращает образы в застывшие графические шаблоны. Изобразительные Ш. предста ...
Группа истероидов
Шоковая реакция диктует необходимость «выплеснуться». Как бы ни были драматичны истерики больного, не следует их пугаться, потому что зачастую в них заложена склонность больного к театрализации и демонстрации — игре. Больные этого типа бо ...
Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. ...