С этой точки зрения, как и в любом трудовом коллективе, среди сотрудников органов правоохранительной деятельности объективно устанавливаются три уровня нравственных отношений.
Первый — нравственные отношения сотрудников к своей деятельности, которые подразделяются на:
• отношения между сотрудниками и правонарушителями;
• отношения между сотрудниками и потерпевшими;
• отношения между сотрудниками и лицами, не связанными с правонарушениями.
Второй — нравственные отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности.
Третий — нравственные отношения сотрудников к гражданам во внеслужебное время.
В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени в каждом служебном коллективе эти уровни отношений приобретают свой характер и предъявляют к сотрудникам особые нравственные требования.
Сложность взаимоотношений обусловлена тем, что многие из них не могут быть регламентированы правовыми нормами, так как сфера приложения правовых норм уже, чем моральных. Моральные нормы охватывают все области жизни общества, вторгаются в такие сферы отношений, которые недоступны в полном объеме правовому регулированию.
Наконец, нравственный характер служебных отношений сотрудников органов правоохранительной деятельности проявляется в профессиональном мастерстве, в четких и умелых действиях в сложной обстановке, в смелости, самоотверженности, дисциплинированности, в соблюдении норм профессиональной и общей культуры, этикета и такта в общении с гражданами и сослуживцами, в бережном отношении к чести и достоинству звания работника правоохранительных органов [50, c.73].
Сотрудник правоохранительных органов, юрист всем своим образом действия относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свои ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона.
В структуру профессионально-нравственного сознания входят два основных элемента, характеризующие субъективную сторону профессиональной морали:
• моральное сознание;
• правосознание.
Ю.В. Чуфаровский определяет моральное сознание как форму общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам [73, с.75].
Моральное сознание порождается потребностями общественного развития — прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. Моральное сознание всегда аксиологично. Оно содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, принципов, традиций, идеалов.
Будучи формой отражения действительности, моральное сознание может быть истинным или ложным. Критерием его истинности служит практика.
Моральное сознание по сравнению с другими формами общественного сознания способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей.
Моральное сознание, глубоко и фундаментально изученное с точки зрения философии, включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный. В отличие от науки, моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на рациональном уровне моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся продуманными убеждениями [50, c.178].
Правосознание юриста представляет собой профессиональный элемент и является также одной из форм общественного сознания, отражающей действительность в виде юридических знаний, правовых установок, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.
Правосознание, как и моральное сознание, включает в себя два уровня действительности:
1) эмоционально-чувственный, который представлен правовой психологией. Правовая психология есть совокупность чувств, привычек, настроений, характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества;
Это интересно:
Наблюдение
Для исследования уровня развития внимания у детей, было необходимым посетить уроки в школе и пронаблюдать за поведением учащихся 2х классов.
Наблюдение проводилось на по следующей схеме.
Ученик Даниил К.
Ход урока
Что делали учащ ...
Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков.
Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только ...
Зарубежные
теории о поведении человека
Как видно из вышесказанного, в России происходил резкий взлет в развитии рефлексологии как науки о поведении, что привело к возникновению за рубежом аналогичных теорий. Среди западных психологических течений, изучающих поведение человека, ...