3) Кинестетическая:
- Предикаты: чувствую, удобно, легко, трудно, напрягаться, коснуться, сырой, ощущать, тошно.
- Предложения: Это вызывает неоднозначные чувства. Он горячий. Она - холодная рыба. Эта вещь давит на мою память. Да, я чувствую нечто выше этого.
Наблюдение за человеком и обращение внимания на предикаты, применяемые им в процессе коммуникаций позволяет определить его основную репрезентативную систему. Как следствие этого появляется задача построения диалога с учетом языка взаимодействующего человека, то есть его основной репрезентативной системы [65, c.149].
Другим способом диагностики репрезентативных систем является анализ движений глаз, сигнализирующих о доступе к различным каналам информации ("глазные сигналы доступа" или ГСД). В исследованиях было выявлено, что люди систематически перемещают глаза в строго определенных направлениях, от того какие процессы мышления у них доминируют. На основе анализа таких перемещений глаз можно определить репрезентативную систему человека.
Можно выделить зоны репрезентативной системы визуальной модальности (перемещения глаз вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой), аудиальной модальности (перемещения глаз направо, налево, вниз направо), кинестетической модальности (перемещения глаз вниз прямо, вниз налево).
Для определения глазных сигналов доступа перед партнером по общению можно поставить ряд вопросов. (Можете вспомнить Вашу наиболее удачную прогулку в лес за последние три года? Можете представить шум набегающих волн при звездном небе? Какое у Вас самое светлое детское воспоминание? Какого цвета обои в Вашей квартире? Какого цвета глаза у Вашей матери? Какая музыка Вам нравится больше? Как Вы чувствуете себя по утрам? Вспомните, как Вы из теплой комнаты вышли на мороз?) [66, c.136].
Кроме указанных способов существуют дополнительные приемы определения основной репрезентативной системы человека по жестам рук (визуальная модальность - на уровне лица, аудиальная - выше пояса, кинестетическая - ниже пояса), по темпу речи (визуальная модальность - ускоренный, аудиальная - ровный, размеренный, кинестетическая - замедленный), по интонации голоса (визуальная модальность - повышенная, аудиальная - монотонная, кинестетическая - пониженная).
Для того, чтобы партнер по профессиональному общению понимал сотрудника органов правопорядка последнему необходимо выбирать предикаты, согласующиеся с предикатами взаимодействующего лица. Стремясь получить нужную информацию, целесообразно строить свои вопросы, ориентируясь на основную систему партнера по общению.
Отсутствие такого подхода может привести к непониманию инеэффективности общения. Эффективность такого общения часто равна нулю, так как коммуникация строится в системах различных предикатов. Задача сотрудника органов правопорядка состоитздесь в следующем:
а) определить в соответствии с указанными способами модальность партнера по общению;
б) обратиться к партнеру с предикатами, отражающими его основную репрезентативную систему.
Второй этап профессионального общения имеет также целью планирования содержания и условий предстоящего контакта. Такой план должен включать в себяследующие параметры:
- цель общения;
- предполагаемые результаты;
- место непосредственного контакта;
- приемы и способы воздействия на партнера;
- приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий;
- необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц;
- нормативные требования к организации общения;
- способы фиксации, полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.);
- время общения и продолжительность контакта и др.
Иногда целесообразно продумать целую систему действий как подготовительного, так и непосредственно-коммуникативного характера, чтобы решить важные вопросы организации работы персонала органов правопорядка. Например, предлагаемый в литературе метод организации работы подчиненного на должности строится на основе специального организованного общения руководителя с подчиненным в присутствии консультанта [38, c.94]. Метод ориентирован на реализацию четырех этапов действий:
1) диагностику руководителем уровня организации роботы подчиненного и особенностей его профессионально-должностной позиции;
2) обсуждения с консультантом состояния работы подчиненного, выработку плана непосредственного общения с подчиненным и егоосновного содержания;
Это интересно:
Типы учебной ситуации.
Любая деятельность порождается определенными мотивами и протекает в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло учение в учебной ситуации, должны быть мотивы, движущие индивида к гностической цели - к овладению определенными знан ...
Рекомендации по преодолению страха и формированию у военнослужащих
бесстрашия
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воо ...
Основные составляющие детской одаренности
Некоторые ученые и в наше время, как когда-то Ф. Гальтон, под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Если рассуждать формально, то эту точку зрения можно считать верной. Нельзя не отметить, что корень слов ...