Введение

У ребенка дошкольного возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности. Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка.

Не смотря на существенные достижения отечественных (Мухиной В., Овчаровой Р.В., Битяновой Р., Астаханова Р.) и зарубежных (З. Фрейд, Вирджиния, Сатар, Винникот) исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные развития памяти, остается открытым вопрос об особенностях, у детей дошкольного возраста памяти, невыяснены теоретические основания для разработки программы: коррекции, формированию, развитию памяти детей дошкольного возраста.

Таким образом исследование памяти дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем. Это определило выбор темы исследование памяти дошкольника.

Предмет исследования - память дошкольника, объект - развитие памяти детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Последняя деталь объясняется тем, что именно в ДОУ можно провести групповой эксперимент и сделать выводы относительно эффективности тех или иных методов психологического воздействия на развитие памяти дошкольников.

Цель исследования сводится к определению методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.

На основе выявленных противоречий и поставленной цели нами были сформулированы гипотезы исследования. Гипотеза: заключается в том, что комплексное использование методов психологического воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует развитию памяти в дошкольном возрасте. В соответствии с целью были определены задачи:

1. изучить уровень развития образной памяти дошкольника;

2. провести эмпирическое исследование по определению эффективности отдельных методов психологического воздействия на формирование памяти дошкольника.

3. изучение зависимости объема памяти от содержания запоминаемого материала и раскрытие индивидуальных особенностей произвольной памяти у детей дошкольников.

4. разработать рекомендации по развитию памяти дошкольников.

В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы:

1. Принципы системного и деятельностного подходов (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн)

2. Принципы развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Эриксон) отечественных и зарубежных исследователей.

В соответствии с предметом исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование, беседа, диагностика. Для исследования произвольной памяти были использованы следующие тесты:

1. Изучение уровня развития произвольной памяти.

2. Изучение объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении геометрических фигур.

3. Изучение объема произвольной памяти в тестировании при воспроизведении изображения предметов.

Экспериментальной базой исследования является МДОУ №5 "Березка" села Целинного. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, в количестве 10 человек.


Это интересно:

Результаты исследования и их интерпретация
В начале исследования мы поставили гипотезу о том, что межгрупповые отношения зависят от индивидуальных особенностей участников группы. Для подтверждения либо опровержения этой гипотезы мы исследовали уровень субъективного контроля, меру ...

Игры и их роль в психокоррекции дошкольников и младших школьников
Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников. Важное значение в плане коррекции негативных эмоциональных состояний имеет данные исследования К. Левина и его сотрудников о ро ...

_Л_
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый). 1. Максимальная частота импульсов возбуждения, которую данная ткань способна воспроизвести в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции. См. Рефрактерный период. 2 ...