Упражнение "Составь фигуру".
Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
Мы предлагаем несколько вариантов этого упражнения (от самого легкого до более сложного).
"На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг" (приложение 4).
Упражнение "Светофор".
"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков" (приложение 5).
Упражнение "Найди закономерность".
Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности" (приложение 6).
Упражнение "Систематизация".
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
"Скажите, какие ягоды вы знаете?
Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".
Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".
(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)
В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д. "Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?
лимон и груша
малина и земляника
яблоко и слива
смородина и крыжовник
Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"
Занятие №4
Цель: Формирование умения действовать по правилу, развитие самоконтроля.
Упражнение Игра "Офицер — солдат"
На первом этапе игры ("Подготовка к службе") взрослый вместе с ребенком определял пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ, правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрослый вместе с ребенком определяет и обозначает пространственные признаки листа.
Собственно игра начинается на втором этапе ("Служба солдата"). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределяет роли (взрослый — "офицер", ребенок — "солдат"), знакомит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд "офицера"), вводит игровое употребление предметов (лист бумаги — карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подобное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем два-три задания с различным количеством ходов в зависимости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех случаях ребенок "докладывал офицеру" о выполнении каждого хода.
Обычно первые задания обнаруживают необходимость введения дополнительного обучающего упражнения "Молчаливая карта заговорила". После него предлагаются более сложные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.
На третьем этапе ("Присвоение звания") происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составлял задания для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоятельно организовывает обучение в игровом процессе.
На четвертом этапе ("Трудные задания") взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже выполняет письменные команды взрослого — "офицера", после | чего, приняв роль "офицера", составляет свое письмо для | взрослого — "солдата". |
Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правиль- j ном выполнении команд "офицера" в пределах условно выде- | ленного периода (например, начиная с третьего задания), приобретении умения давать словесный отчет о выполняемых действиях, принятии роли "офицера" и умении управлять игровой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового , опыта.
Игра "Поиск клада"
На первом этапе игры ("Учусь составлять план") взрослый и ребенок совместно рисовали план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.
Это интересно:
Результаты исследования
Результаты исследования стиля отношения к ребенку.
Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку, представлены в таблице 2
Таблица 2. Результаты изучения стиля отношения к ребенку
№ пп ...
Методика исследования
В качестве испытуемых выступили:
20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области;
20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического университета.
Для решения поставленных задач были использ ...
Механизмы межличностного восприятия. Рефлексия,
идентификация, эмпатия
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов
, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отноше ...