Вегетативная нервная система с ее центральными и периферическими структурами буквально пронизывает весь организм, контролируя его и находясь от него в полной зависимости.
Поэтому для нормального ее состояния и функционирования очень большое значение имеют общеоздоравливающие меры, к которым в первую очередь относится правильный образ жизни со всеми его составляющими (режим, достаточная двигательная активность, своевременный отдых, здоровое питание, водные процедуры, разумные закаливающие процедуры и т.п.).
В настоящее время среди заболеваний сердечно-сосудистой системы функциональные расстройства, именно вегетососудистая дисфункция встречается довольно часто у детей. Она напоминает по проявлениям ишемическую болезнь сердца, миокардиты, гипертоническую болезнь и другие заболевания.
Вегетососудистая дистония (ВСД) часто обуславливает их гипердиагностику и больные получают лечение коронароактивными средствами, противовоспалительную или гипотензивную терапию, не улучшающее их состояние.
За последнее время увеличилось число детей со сниженными приспособительными возможностями организма - с дезадаптацией, приводящей к срыву механизмов регуляции функциональных систем. Поэтому, ВСД у детей и подростков необходимо рассматривать как социально значимую проблему.
В ходе исследований установлена возможность перехода ВСД в такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и др.
В детском возрасте дисфункция вегетативной нервной системы является одним из наиболее распространенных симптомокомплексов, при которых могут наблюдаться: сосудистая лабильность, функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения, ЦНС, периферической нервной системы, расстройства термо- и хеморегуляции, кожные симптомы, психические проявления.
Проявления вегетососудистой дистонии весьма многообразны. В зависимости от нарушений деятельности той или иной системы органов их подразделяют на несколько групп. Проявляться эти симптомы могут, как изолированно, так и вместе:
- кардиальные (сердечные) проявления - боль в области сердца, перебои в работе сердца (тахикардии, брадикардии), чувство замирания сердца;
- респираторные (дыхательные) проявления - учащенное дыхание, невозможность сделать глубокий вдох, ощущение нехватки воздуха, ощущение тяжести, заложенности в груди; резкие приступы одышки похожие на приступы бронхиальной астмы, провоцируемые волнением, страхом, пробуждением, засыпанием;
- дисдинамические проявления - колебания артериального и венозного давления;
- терморегуляторные проявления - непредсказуемые колебания температуры тела (повышение до 37-38°С или снижение до 35°С и ниже). Колебания могут быть постоянными, длительными и кратковременными.
- диспепсические проявления - расстройства работы желудочно-кишечного тракта (боль в животе, тошнота, рвота, отрыжка, запоры или поносы);
- психо-неврологические проявления - слабость, вялость, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость при небольшой нагрузке, плаксивость, раздражительность, головные боли, головокружения, повышенная чувствительность к смене погоды, нарушения цикла сон-бодрствование, беспокойство, вздрагивания во сне;
- психо-сексуальные расстройства; нарушения функций мочевой системы - учащенное, болезненное мочеиспускание при отсутствии реальной патологии.
К основным факторам развития вегетососудистой дистонии относятся:
1. Врожденные: наследственные заболевания, дефекты вегетативных образований и эндокринных желез, неблагоприятное течение беременности (внутриутробная и родовая гипоксия), быстрые стремительные роды, недоношенность.
2. Приобретенные: хронические заболевания и очаги хронических инфекций, гормональная дисфункция, болезни ЦНС, органические поражения головного мозга, аллергические заболевания, психоэмоциональное напряжение, стрессы, личностные особенности.
Это интересно:
Этика психологического исследования
Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Соответственно, Американской психологической ассоциацией (АП ...
Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений об эмоциях у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством
игровой терапии. Выявление уровня развития п
Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой п ...
Анализ результатов исследования.
Результаты нашего исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня коммуникативности студентов-менеджеров
№ испыт.
Количественные данные по результатам тестирования
Тест 1
Тест 2
Тест 3 ...