Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания. Так, например, одновременно с чувством тяжести может возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты – ощущение чуждости или отсутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии – чувство невесомости тела.
В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением сосудистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния.
Опыт аутогенной тренировки показал, что, для того, чтобы повлиять на
вегетативную функцию, не поддающуюся произвольной регуляции, очень важно длительно и многократно вызывать представления, направленные на эту функцию. Тогда как бы проторяется путь от этого представления к вегетативным центрам, регулирующим эту функцию[41,с.25].
Методика АТ состоит из двух ступеней высшей и низшей. Широкую популярность получила только низшая ступень АТ. Эта ступень завоевала признание в разных странах сначала в области медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве.
Аутогенная тренировка (по Шульцу), требует значительного времени. Чтобы его сократить, сочетаются сеансы внушения и самовнушения. Врач внушает наступление ощущений, которые предлагает вызвать путем самовнушения, говоря при этом: «Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и почувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжелые и теплые». Затем предлагается вызвать, соответствующие представления [22,с.97].
В последние годы аутогенная тренировка стала в ряде стран ведущим методом психотерапии. Применяют как классическую методику Шульца, так и комбинированную (М.С. Лебединский, Т.Л. Бортник, А.М. Свядощ, А.С. Ромен, А.Н. Шогам и И.К. Мировский, О.П. Барановская, и мн. др.) [ 43,c.166].
М.С Либединский и Т.Л. Бортник несколько видоизменили методику Шульца с целью получения более быстрого лечебного эффекта. При этом в самом начале лечения больной использует некоторые формулы аутогенной тренировки для предотвращения или снятия отдельных симптомов болезни, не прибегая к общему расслаблению. Текст отдельных формул изменяется Так, в связи с возможностью соматических осложнений, например, при короноспазме, не применяется формула Шульца, адресуемая к сердечной деятельности. В текст формулы спокойствия включают формулы регуляции вегетативно-сосудистых функций (пульс, сердцебиение, дыхание). Расширенная формула спокойствия проходит красной нитью через весь процесс тренировок; это ведет к снятию внутреннего напряжения, страхов, и др [39,c.55].
Эта модификация АТ сокращает срок лечения до 20 дней, хотя сеанс удлиняется до 25-30 мин, а затем снижается до 10-15 мин. После выписки больному рекомендуется ежедневно пользоваться приемами аутогенной тренировки не менее 1-2 месяцев.
Г.С. Беляев рекомендует применять комбинированный коллективно-индивидуальный метод, видоизменяя первую ступень Шульца. Эта последняя усваивается и закрепляется в группе, закрепляется домашними занятиями, а индивидуально назначаются дополнительные упражнения. Перед сеансом врач предлагает опустить веки, свести взор внутрь и книзу, приложить язык к верхним зубам и слегка опустить и выпятить нижнюю челюсть (звуки «д» и «ы»), расслабить мышцы тела. Дыхание брюшное по отсчету врача в возрастающем и убывающем порядке. Больные сосредотачиваются на ощущениях своего тела и мысленно повторяют за врачом формулы самовнушения. Формулировки не отрицают болезнь, а утверждают здоровье (вместо «я не трус –«я храбр») [3,c.88].
Модифицированная методика Шульца, разработанная А.М. Свядощем и А.С. Роменом (1965) и А.С. Роменом (1967), заключается в том, что перед началом тренировки проводится подготовка с целью обучения расслаблению мышц тела.
В настоящее время аутогенная тренировка применяется как с лечебной, так и с профилактической, психологической целью.
1. Кратковременный отдых. Субъект погружается в состояние релаксации (5-15 мин) с самовнушением последующей бодрости.
2. Активизация организма. Имеется в виду вызывание чувства бодрости, устранение сонливости. При этом, по Свядощу, возможно самовнушение стенических эмоций (гнев, ярость) путем вызывания образных представлений («защита от нападения» и т.д.) и соматических проявлений («мышцы напрягаются…, руки сжимаются в кулак…, челюсти сжимаются…, дыхание частое…) [33;69].
Это интересно:
Процесс формирования и развития группы внутри
организации
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собо ...
Общая характеристика активных методов обучения
Существует несколько определений активного обучения. Наиболее ясно и точно характеризуют его А.М.Смолкин и В. Н. Кругликов:
Активные методы обучения
- это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятел ...
Экспериментальное исследование взаимоотношений детей
среднего дошкольного возраста со сверстниками. Подготовка и проведение
эксперимента
Для экспериментального исследования взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, а также выявления их влияние на личностное развитие детей, нами были проведены исследования с использованием следующих методик:
1. Экспериментальная ...