Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции
Страница 6

Полезная информация » Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности » Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции

Проведенные Ф.Б. Березиным многолетние экспериментальные исследования, привели к выводу, что существуют характеристики личности, которые определяют способность человека успешно адаптироваться в разнообразных условиях. Эти характеристики формируются в течение всей жизни человека, и к их числу, прежде всего следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих, уровень конфликтности и др.).

Рассматривая проблему регуляции эмоциональных состояний, Р.М. Грановская [9,с.257-260] делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему, уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее, облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.

Человека интересовали, и всегда будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания. В литературе описаны способности йогов задерживать дыхание, останавливать сердце, находится сутками на морозе, поддерживая нормальную температуру тела, погружаться в кислоту и многое другое. Более близко обыкновенному человеку – овладение методикой саморегуляции психофизического состояния.

Выводы

Подводя итоги исследованию теоретико-методологические подходов к характеристике эмоциональной сферы личности, мы приходим к следующим выводам.

Эмоции являются непременным компонентом всех видов человеческой активности, всех видов психологических процессов и состояний.

Различные науки о человеке (психология, физиология, медицина и др.), различные теоретические подходы к объяснению эмоций, дают толкование этого термина с присущей им естественной ограниченностью. Объединяя все эти подходы к пониманию феномена эмоций, можно сказать: эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействие факторов внутренней и внешней среды, а также результатами собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (типа ярости, страха, радости, тревожности, агрессивности и др.); специфическими двигательными реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.

Для характеристики наиболее выраженных проявлений психической сферы человека используется термин «психическое состояние». В структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов в целом, отражение особенностей личности и характера. Физиологическая сторона состояний проявляется в изменении ряда функций, и в первую очередь, вегетативных и двигательных.

Механизмы регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере. Стратегии выхода из напряженной ситуации заключаются в изменении или ликвидации проблемы; уменьшения ее интенсивности за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчения ее воздействия с помощью ряда способов, в том числе саморегуляции психофизического состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Это интересно:

Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...

Особенности отношения и поведения мамы и папы
Мы имеем дело с двумя разными со­циальными институтами — отцовством и материнством. В чем же состоят и чем детерминируются их различия и специфиче­ские функции? Соотношение отцовства и материнства — один из аспектов более общей полоролев ...

Основные противоречия педагогической деятельности
Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий. Множество таких противоречий можно представить в виде нижеприведенной таблицы: В результате рассмотрения основных аспектов педагогической деятельност ...