2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Например, страсть как психическое состояние, гораздо глубже настроения.
3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такие подразделения особенно важны с практической точки зрения, и в первую очередь, с педагогической. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение – примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.
4) Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.
5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, а утомление может иметь разный уровень осознанности.
Данная классификация достаточно объемна и вполне приемлема для решения исследовательских задач, однако мы видим смешение отдельных понятий, например, таких как состояния и психические процессы (в данном случае имеется в виду рассеянность, которую скорее можно отнести к характеристикам внимания).
В рамках второго направления психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности. Явление психического состояния выводится из понятия тонуса – «уровня активности-пассивности нервно-психической деятельности»[23,c.2]. Такой подход связан с функционированием мозга, интегральным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта (субъективная оценка значимости ситуации или предмета, на который направлено сознание человека), выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами и особенностями деятельности. Установлено, что содержательная сторона ситуации избирательно влияет как на психические процессы, так и на психические свойства.
Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П. Ильин [12,с.400]. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения.
По определению Ильина, психофизиологическое состояние – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. Е.П. Ильин считает, что переживания, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т.п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизическом состоянии. Следовательно, психическая сторона находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая – в изменении ряда функций, и а первую очередь, вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождается изменениями ряда физиологических функций, так же как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии [12,c.412].
Таким образом, в концепции Ильина можно выделить несколько основных положений. В-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний. Следовательно, состояние отражает уровень функционирования, как отдельных систем, так и всего организма. Поэтому вполне логически говорить не о физиологических и психических состояниях, а о функциональных состояниях.
Все рассмотренные подходы понимания психического состояния соответствуют сути рассматриваемого явления. Поскольку, психическое состояние как приспособительная реакция заключается в изменении уровня активности нервной системы и переживаниях, а это есть фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств. Результат же такой приспособительной реакции есть характеристика психической сферы человека в данных условиях и конкретное время.
Таким образом, психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных проявлений состояния – чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта).
Это интересно:
Основные этапы социально-психологической коррекции семейных отношений. Этап заключения диагноза. Диагностическое
интервью
Ниже приведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказываний ли ...
Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений об эмоциях у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством
игровой терапии. Выявление уровня развития п
Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой п ...
Первичный эффект волевого внимания
К. Штумпф в своем сочинении «Tonpsychologie» утверждает, что первичный эффект внимания есть разложение целого на части, замечание частей в целом, и называет поэтому внимание «анализирующей силой». Везде действие внимания состоит в замечан ...