Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности
Страница 1

Полезная информация » Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности » Влияние целенаправленного обучения общению на развитие коммуникативных свойств личности

Исследование проводилось с 2009 по 2000 учебный год (I, П, Ш, IV четверти) на базе школы № 152 г. Новосибирска. В эксперименте приняли участие 12 человек, где большую часть составляли дети из эмоционально-дистантных семей. Основной метод исследования - психолого-педагогический эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего.

Первый этап работы включал набор детей в группу. В большей части запрос исходил от учителей или школьного психолога. Некоторые дети проявили самостоятельную инициативу. Итак, по результатам исследования детско-родительских отношений и бесед с учителями была набрана группа из 12 человек, в которую входили в основном дети из эмоционально-дистантных семей.

До начала занятий у всех испытуемых был произведен контрольный замер уровня развития коммуникативных свойств личности по составленному нами опроснику (см. Прил. 9). Результаты представлены в таблице 13:

Таблица 13

Уровень развития коммуникативных свойств личности до начала эксперимента

Ф.И.О.

Уверенность в себе

Эмпатия

Коммуникативные способности

Общительность

Характерологические свойства личности

L

38

46

44

44

42

2.

40

38

35

35

32

3.

34

33

34

35

31

4.

23

32

25

25

23

5.

26

29

31

31

25

6.

30

32

30

31

21

7.

32

30

26

27

25

8.

23

32

21

22

26

9.

12

30

12

13

12

10.

15

28

18

20

11

11.

11

30

14

15

11

12.

10

25

10

11

10

Как видно из таблицы, до начала эксперимента, большинство детей доброжелательны, неуверенны в себе, коммуникативные способности развиты сравнительно слабо, узкий круг общения, т.е. главная трудность в общении носит коммуникативный характер.

В процессе занятий, при более близком знакомстве, нами были выделены из структуры психологических факторов свойства, которые влияют на успешность-неуспешность протекания процесса общения.

Название фактора

Положительные

Отрицательные

свойства

свойства

Высшая нервная деятельность

Уравновешенность, сдержанность, уверенность, пластичность;

Несдержанность,

импульсивность,

застенчивость,

нерешительность,

регидность;

Характер + темперамент

Экстраверсия, общительность;

Интроверсия, замкнутость;

Фактор отношений

Альтруизм, доброжелательность;

Эгоцентризм, агрессивные установки;

Способности

Хорошее развитие умений и навыков общения, развитая рефлексия;

Несформированность коммуникативных умений, отсутствие коммуникативного такта;

Воля

Целеустремленность, настойчивость;

Упрямство, безволие.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное восприятие – как перцептивная сторона общения
Общеизвестным является тот факт, что в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера п ...

Эксперементальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Исследование типов темперамента Проведение исследования: Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течение дня. Наблюдения дополняются результатами с воспитателями и родителями. Обобщен ...

Обсуждение результатов
Обсуждение результатов корреляционного анализа. Проведенный корреляционный анализ позволяет сделать вывод о связи самодостаточности личности родителя и принятия ребенка. Именно независимый, самостоятельный, зрелый человек способен на эмо ...