Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования
:
- аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);
- диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);
- формирующие (моделирование, эксперимент);
- статистические (анализ и обработка данных эксперимента).
Научная новизна исследования
заключается в том, что определены этапы развития ранней алкоголизации и табакокурения подростков; разработана система педагогической профилактики вредных привычек у подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой новую область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды социологических, психологических, правовых, педагогических, медицинских воздействий на личность подростка и окружающие его условия. Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с подростками; выявление детей «группы риска»; подготовку педагогов к ведению профилактической работы; работу с семьей; организацию деятельности педагога-психолога с учреждениями по трудоустройству подростков; организацию педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики; 4) определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективности системы педагогической профилактики.
Теоретическая значимость исследования
состоит в том: 1) дана характеристика этапов развития вредных привычек у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий (формирование иллюзорно-компенсаторной деятельности; формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к алкоголизации и табакокурению); 2) проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней алкоголизации и табакокурения у подростков; 3) раскрыты современные проблемы профилактики вредных привычек; 4) охарактеризована система психолого-педагогической профилактики и педагогические условия, способствующие ее эффективной реализации. Тем самым расширяются теоретические представления о деятельности педагога-психолога по профилактике вредных привычек у подростков и вносится вклад в теорию общей педагогики.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что а) результаты позволяют расширить спектр психолого-педагогических средств, способствующий повышению эффективности психолого-педагогической профилактики вредных привычек у подростков; б) апробирована система профилактики и установлена ее эффективность; в) разработанные: комплекс информационно-обучающих занятий, г) программа профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков могут быть использованы в деятельности как педагогов общеобразовательных школ, так и других работников образования.
База исследования:
Базой для проведения экспериментального исследования стала МОБУ СОШ д. Идельбаково Республики Башкортостан.
Исследование было проведено в 8 классе, с детьми в возрасте 14-15 лет в количестве 20 человек: из них 13 мальчиков и 7 девочек.
Это интересно:
Объект и предмет исследования
Объект: организационный имидж.
Предмет: особенности имиджа руководителя и внутреннего имиджа организации. ...
Мотивация учебной деятельности.
Определенная вещь, события, ситуации или действие - становятся мотивами деятельности, если: они связываются с источниками определенной активности
человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории:
1. Внутренние исто ...
Управление копинг поведением в рамках понятий теории сохранения ресурсов
как один из способов профилактики выгорания педагогов
Исследователи все чаще интересуются тем, как человеческие силы и адаптивные возможности (физические и психосоциальные ресурсы) способствуют ограничению негативных последствий стресса. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности ...