Система коммуникативных свойств в структуре личности
Страница 1

Полезная информация » Система коммуникативных свойств в структуре личности

Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура является продуктом развития человека, постепенно складываясь на стадиях его жизненного пути. Эта структура, как отмечает Б.Г. Ананьев, есть целостное образование и определенная организация свойств. В психологии пока еще нет достаточно четкой классификации свойств личности. Обычно, как отечественные, так и зарубежные исследователи выделяют такие свойства, как направленность личности, темперамент, характер, способности, мотивация и т.д. Но на наш взгляд, все перечисленное можно считать не свойствами, а системами свойств, так как они являются сложными образованиями. Поэтому правильнее было бы назвать свойства, обеспечивающие определенный уровень общения не коммуникативными свойствами личности, а системами коммуникативных свойств личности.

По литературным данным свойства человека имеют различное происхождение: природное и психическое. Коммуникативные свойства личности включают в себя как элементы природных свойств, так и психических. Природные свойства - это исходные, те которые зависят от типа ВНД, они определяют импульсы коммуникативной деятельности, а также тонус и динамику протекания психических процессов.

Факторы, определяющие динамику и успешность личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности, умения и т.п., составляющие в системе коммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал.

Именно исследования, проведенные в сфере межличностного общения В.В. Рыжовым и В.А. Богдановым, дают основания предполагать о существовании коммуникативной структуры личности.

Коммуникативная структура личности - это относительно стабильное целостное образование, состоящее из систем коммуникативных свойств личности и коммуникативного потенциала личности, который взаимодействует с этими системами. Системы этих свойств формируются в процессе общения, а также под влиянием ряда факторов и закрепляются в структуре личности. Выделение особой системы коммуникативных свойств личности возможно только условно, так как личность участвует в общении как целостная личность, и любое ее качество "включено" в общение и, следовательно, влияет на его эффективность.

Стабильность коммуникативной структуры личности проявляется в индивидуально-психологических особенностях конкретного индивида под влиянием ряда факторов, среди которых важное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации и др.

Ядро коммуникативной структуры личности составляют коммуникативные свойства личности.

Коммуникативные свойства личности - это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении.

У субъекта общения имеется также определенный коммуникативный потенциал, который определяет его коммуникативные возможности. Коммуникативный потенциал - это система социально-психологических свойств, обеспечивающих тот или иной характер общения. Та система социально-психологических свойств, составляющих коммуникативный потенциал личности, которая закрепилась и, обладает устойчивостью, переходит в коммуникативные свойства личности. Сам же коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей и обогащающейся системой свойств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Основные разделы психологии
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть своего времени исследованиям и консультированию. Часть п ...

Результаты исследования
В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать со взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога. При применении анкетирования нас интересовали вопросы, касающиеся испыту ...

Пути формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно [16]. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление челове ...