Тренинг определяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Тренинг – это часть планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности [15]. Этот инструмент развития является планомерно осуществляемой программой разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности профессиональной деятельности. От других инструментов обучения тренинг отличается ограниченностью целей (применяется для достижения строго определенных, узких целей), поведенческой направленностью (помогает не столько расширить знания сотрудников, сколько отработать определенные образцы и модели поведения), прикладным характером (больше, чем другие методы обучения, служит непосредственному решению практических задач) [16]. Тренинг помогает осознать свои сильные и слабые стороны в учебной обстановке, максимально приближенной к реальной действительности [17].
Тренинг дает возможность поддерживать высокую активность и внимание участников с помощью специальных техник, отрабатывать на практике знания и умения, обмениваться опытом во время обсуждений [18]. Этот метод обучения наиболее эффективен для развития коммуникативной компетенции.
Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение может способствовать существенному снижению расходов на развитие персонала. Это особенно важно для крупных и географически распределенных организаций с десятками и сотнями тысяч сотрудников [19]. Дистанционное обучение позволяет сокращать время обучения на 30-50% и повышать прочность запоминания материала на 80% по сравнению с другими методами обучения [20].
В зависимости от средств передачи информации можно выделить:
1. обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя;
2. обучение посредством виртуального класса через сеть Интернет (веб-конференции), когда преподаватель и обучаемые одновременно находятся на одном и том же сайте в сети Интернет (синхронный режим);
3. обучение с использованием технологии видеоконференцсвязи (синхронный режим), позволяющее сократить командировочные расходы и уменьшить временные затраты.
Выбор вида дистанционного обучения зависит от зрелости технологии или программного продукта, цены, экономического выигрыша и удобства использования. Следует обратить внимание на то, что большой процент слушателей (около 85%) не завершают свое обучение [21]. Поэтому при дистанционном обучении следует учитывать человеческий фактор и обеспечивать мотивацию сотрудников.
Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции менеджера наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация дистанционного обучения с другими методами обучения, которые осуществляются под непосредственным руководством преподавателя или наставника. Дистанционное обучение следует использовать на первом этапе, когда обучаемые накапливают знания о технологии эффективной коммуникации. Больше всего здесь подходит обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя и обучение с использованием технологии видеоконференцсвязи в синхронном режиме. Можно их комбинировать с традиционными методами. На последующих стадиях обучения, где происходит отработка коммуникативных навыков и рефлексия участников, больше подходят методы активного обучения.
Таким образом, для развития коммуникативной компетенции менеджера следует сочетать традиционные методы обучения и дистанционное обучение с активными методами и тренингами. Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать профессионально-коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и умения в области коммуникации. Активные методы и тренинги позволят овладеть навыками профессионального общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.
Это интересно:
Экспериментальная работа по профилактике алкоголизма,
табакокурения и наркомании у подростков. Методы диагностики по выявлению зависимости от
алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения профилактической работы по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необход ...
Феномен первого впечатления. Установки в формировании первого впечатления
Формирующееся на основе кратковременного контакта с человеком первое представление о нем – это сложный психологический процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая являе ...
Сводные братья и сестры
Отношения между сводными детьми могут варьироваться от взаимного расположения и даже любви до ревности, недоверия, ненависти и активного стремления добиться первенства в новой семье. Взаимоотношения сводных детей представляют собой все мн ...