В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать со взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога.
При применении анкетирования нас интересовали вопросы, касающиеся испытуемых: какими были супружеские отношения родителей, каким был семейный уклад, каков материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже минимальная семейная травма часто оставляет глубокий след в душе ребенка и отрицательно сказывается на его взглядах, позициях и последующем поведении.
Поэтому, первый вопрос был именно таким: Вы живете в семье, в которой присутствуют оба родителя?
Таблица 1
Полноценность семьи.
Школьники |
студенты |
«да» - ответили 17 «нет» - 3 |
«да» - ответили 15 «нет» - 5 |
Отсюда следует вывод, что большинство молодых людей живут в полных семьях и ориентированы на создание личного брачного союза.
Вторым вопросом послужил вопрос о материальном уровне семьи.
Таблица 2
Материальный уровень семьи
школьники |
студенты |
«средний» - ответили 18 «высокий» - 2 «низкий» - 0 |
«средний» - ответили 19 «высокий» - 1 «низкий» - 0 |
Третий же вопрос звучал так: Какое материальное положение хотели бы иметь в вашей супружеской жизни?
Таблица 3
Достаток будущей семьи.
школьники |
студенты |
«высокий» - ответили 14 «средний» - 6 «низкий» - 0 |
«высокий» - ответили 16 «средний» - 4 «низкий» - 0 |
В соответствии с такими показателями молодые люди ориентированы на более высокие жизненные достижения и поэтому вполне уместны ответы, включающие в себя четвертый вопрос об оптимальном возрасте для вступления в брак.
Таблица 4
Возраст вступления в брак.
школьники |
студенты |
18 – 19 лет – 2 21 – 22 года – 4 23 – 24 года – 1 25 – 26 лет – 8 30 лет – 2 затрудняются ответить - 3 |
20 – 21 год – 2 22 – 23 года – 9 24 – 25 лет – 5 27 - 30 лет – 3 35 лет - 1 |
Из представленных результатов видно, что основная масса испытуемых считает оптимальным возрастом для вступления в брак – 22-23 года и более.
Напрашивался пятый вопрос, включающий в себя предпочтение молодыми людьми форм брачно-семейных отношений.
Таблица 5
Предпочтение брачно-семейных отношений.
школьники |
студенты |
зарегистрированный брак – 17 незарегистрированное сожительство - 3 |
зарегистрированный брак – 15 незарегистрированное сожительство - 5 |
На вопрос «Необходимо ли вам будет родительское согласие на брак?», молодежь дала такие ответы:
Таблица 6
Согласие на брак.
школьники |
студенты |
«да» ответили - 6 «нет» - 14 |
«да» ответили - 5 «нет» - 15 |
Получается некоторое противоречие: в принятии решения о вступлении в брак принимает участие треть родителей еще юных россиян, для остальных их мнение необязательно или не нужно; но материальную базу для семейной жизни обеспечивают две трети (и больше) «стариков». Помощь родителей не одобряется, вмешательство в личную жизнь осуждается, более того – существует тенденция только ставить родителей в известность о вступлении в брак даже при полной материальной зависимости от них [2, с. 11].
Это интересно:
Основные процессы и механизмы памяти
Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”.[6]
I. Запоминание — это ...
Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.
Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.
В группу в ...
Организация и методы исследования
В нашем исследовании принимали участие студенты Старооскольского филиала «Современной Гуманитарной Академии» по специальности «Менеджмент» очной формы обучения 3 курса. Количество респондентов составило 43 человека, средний возраст которы ...