Мотивация учебной деятельности и ее развитие
Страница 1

Итак, выше была рассмотрена потребностно-мотивационная сфера личности и поведение, деятельность в целом. Анализ вышеизложенного делает очевидным истинность утверждения о том, что одной из основ эффективного обучения школьников является изучение индивидуальных вариантов мотивации учения и умения учиться, поиск средств их развития и коррекции с учетом индивидуальности и неповторимости своеобразия потребностно-мотивационной сферы.

Учебная деятельность рассматривается как специфический вид деятельности, направленный на обучаемого как ее субъекта. При этом в процессе целенаправленного, осознанного присвоения субъектом знаний, умений, опыта происходит его совершенствование, формирование и развитие его личности. Современные психологи, в частности, Д.Б. Эльконин, особо выделяет общественный характер учебной деятельности, так как в процессе ее происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством. Учебная деятельность является общественной, так как она общественно значима и общественно оцениваема. Как и любой другой вид деятельности, учебная деятельность характеризуется активностью, субъектностью, целенаправленностью, осознанностью.

Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и многие другие.

Учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в форме задания; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценку, переходящую в самооценку. В частности, в мотивационную сферу учения входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес (А.К. Маркова, И.А. Зимняя). Таким образом, учебная деятельность имеет иерархичное строение.

Существенно, что исследователями также отмечается связь уровня умственного развития и развития формирования мотивационной сферы, мотивации учащихся. При этом устанавливается прямая связь, зависимость между высоким уровнем умственного развития и складывающимися «положительными мотивационными тенденциями» и обратно, а также между мотивацией и успешностью обучения для детей с высокой и средней мотивацией. (Есть основание предполагать наличие этой связи и для студенческого возраста.) Установлено также чрезвычайно важное для организации учебной деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. В выполненных под руководством А.К. Марковой исследованиях подчеркнуто, что личностно-значимый смыслообразующий мотив у подростков может быть сформирован и что этот процесс реализуется в последовательности становления его характеристик. /10, 44-45/

Из этого можно сделать вывод, что первым условием формирования мотивации является правильная организация, становление самой учебной деятельности. При этом результативнее направлять деятельность на способ ее выполнения, чем на результат.

В программу изучения мотивации учения у школьников современные психологи, в частности, В.Г. Степанов, включают следующие пункты: 1. выяснение степени сформированности умения учиться у каждого ученика; 2. определение мотивов учения; 3. изучение целеполагания учащихся; 4. наблюдение и определение эмоций в процессе учения; 5. выявление возрастных особенностей мотивации учения. Таким образом, выделяется ряд ступеней включенности конкретного школьника в процесс учения, отношения к нему.

Необходимо также отметить связи между отношением школьников к учению и степенью сформированности учебной деятельности. В частности, при умении только репродуктивно усваивать материал отмечается либо безразличное отношение к учению, либо ситуативный интерес, либо просто отрицательная мотивация.

Важно учитывать, что формированию положительной мотивации учения способствует благоприятный психологический климат в классе, руководство учителя в виде не прямого вмешательства, а сотрудничества, наталкивающего на самостоятельное решение. Немаловажна и занимательность, оригинальность преподнесения материала, а также наличие познавательных игр, дискуссий и тому подобного.

На развитие мотивации учебной деятельности влияют следующие факторы:

1. Дидактические принципы, реализация которых позволяет целенаправленно развивать мотивацию учения:

• Принцип оптимального уровня трудности (Л.В. Занков)

• Принцип проблемности в обучении (В. Оконь, А.Н. Матюшкин)

• Принцип последовательного обобщения усваемого материала (А.М. Матюшкин)

• Принцип продвижения в учебном материале от абстрактного к конкретному (В .В. Давыдов, А. К. Маркова)

2. Факторы, объединенные по критерию подхода к развитию мотивации учения:

• Индивидуальный подход

• Типологический подход

• Топологический подход (В.Ф. Моргун)

Страницы: 1 2


Это интересно:

Понятие детской одаренности. Исследования детской одаренности учеными психологами
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент. Одним из пионеро ...

Развитие социально-психологического тренинга как совокупности активных групповых методов психологического воздействия. Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие
Первоначально методы психологического воздействия одного индивида на другого начали применяться в области медицины для помощи больным людям. Основой лечебного процесса являлась определенная система взглядов, включающая выяснение сущности ...

Приложения.
Приложение 1. Развивающий материал для занятий. Устойчивость внимания. Устранение импульсивности. «Слушаем тишину» В течении 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке. «Минутка» Ведущи ...