В первом пункте были рассмотрены истоки возникновения теории о механизмах, руководящих поведением. Несмотря на вышесказанное, науку о поведении как таковую дала миру Россия. Создателями этой науки были русские ученые: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. У них были свои школы, свои ученики; их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.
С возникновением науки о поведении диада «душа - тело», заключающая в себе тайну человеческой натуры, сменилась триадой «организм - поведение - сознание (психика)».
Понятие о поведении позволяет объяснить интегральный характер жизненных проявлений, ибо, будучи особой активностью организма (а не бесплотного духа), оно способно реализовать ее в той предметной среде, где ему «приказано выжить». В этом смысле понятие «поведение» можно назвать междисциплинарным. Ибо оно включает и то, что присуще живому телу, и то, что присуще живой душе. Но в то же время не сводимо ни к одному, ни к другому /42,348/.
Основатель науки о поведении - Иван Михайлович Сеченов. В работе «Рефлексы головного мозга» сам термин «рефлекс» наполнился новым содержанием, которое сохраняло высокое достоинство человеческой личности и вместе с тем показывало возможность строго научного объяснения высших проявлений личности. Рефлекс, как было признано, состоит из трех звеньев: внешний толчок - раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг, а оттуда отражается по центробежному нерву к мышцам. Все три блока были И.М. Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый.
Итак, первым блоком является не просто физическое внешнее раздражение, а такое раздражение, которое становится чувствованием - сигналом. Иначе говоря, рефлекс начинается с различения внешних условий, в которых совершается ответное действие. Организм, говоря современным языком, получает информацию о среде, в которой он будет действовать. И.М.Сеченов назвал этот принцип началом согласования движения с чувствованием - сигналом. Это и есть тот первичный акт поведения, который отличает сеченовское понимание рефлекса от прежних трактовок этого понятия. Здесь выступает идея о неразлучной связи организма со средой. Но и этим дело не ограничивается.
И.М.Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. Мышца, по И.М.Сеченову, это не только рабочая машина, выполняющая команды мозга. Задолго до И.М.Сеченова было открыто, что мышцы обладают чувствительностью. Но не только в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. Мышца - такова важнейшая мысль И.М.Сеченова - служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных условиях совершается действие. Более того, дальнейшие исследования привели И.М.Сеченова к гипотезе, согласно которой именно работающая мышца производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и способна, как это доказывалось еще Гельмгольцем, производить бессознательные умозаключения (иначе говоря - мыслить) /42, 350/.
Таким образом, рефлекторная работа не завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются в центры головного мозга и на этом основании изменяется образ воспринимаемой среды. Из этого следует, что в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса, действует не рефлекторная дуга, а рефлекторное кольцо. На основе рефлекторного кольца происходит переход от поведенческого к психическому уровню ориентации организма в окружающем мире. На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы. Таким образом, происходит переход от движения к психическому действию. До-психическое поведение становится психически регулируемым. Соответственно изменяется и характер умственной работы. Если раньше она являлась бессознательной, то теперь, что было аргументировано в трактате «Элементы мысли», из элементарных операций мысли преобразуются в самые сложные.
Рассматривая внесенные в различные звенья рефлекторной схемы преобразования, нельзя не отметить открытие центрального торможения. До Сеченова оперировали лишь одним понятием - возбуждение. Открытие показало, что раздражением нервных центров можно не только вызвать ответные действия организма, но и задерживать их.
Это интересно:
Программа деятельности педагога-психолога по профилактике
психоактивных веществ и зависимости от никотина
Цель программы:
понизить уровень зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании.
Задачи программы
1. Подобрать формы и методы профилактики зависимости подростков от алкоголизма, наркомании и табакокурения.
2. Понизить уровень зав ...
Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции
Эмоциональные психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность- неуверенность, активность – пассивнос ...
Свойства внимания
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью (длительностью привлечения внимания одному и тому же объекту), концентриров ...