Личностные особенности людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Страница 4

10. Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.

11. Паранойяльный – уверенность, что болезнь является результатом чьего-то-то злого умысла, а осложнения в течение являются результатом халатность медицинского персонала.

12. Дисфорический – доминируют мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем [36, С.719].

Социально-психологические классификации личностной реакции на болезнь акцентируют внимание на социальных последствиях болезни, отношениях больного со своим микросоциальным окружением и обществом в целом. Здесь важно учитывать амбивалетность отношения больного к своей болезни. Традиционное понимание болезни связывают с негативной ее стороной. Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона заболевания. «Преимущества» болезни ясны в местах заключения. Но и в повседневной жизни болезнь может «снять» с больного необходимость принимать какие-либо решения по службе или в быту, помогает освободиться от тех или иных трудностей, давать определенные преимущества (психологические, социальные) перед другими людьми, может служить компенсации чувства неполноценности.

По мнению З.Д. Липовски (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций (типа тревоги, горя, депрессии, стыда, чувства вины) и реакций преодоления болезни. Реакции на информацию о заболевании зависят от «значения болезни» для больного:

1) болезнь - угроза или вызов, а тип реакций - противодействие, тревога, уход или борьба (иногда паранойяльная).

2) болезнь - утрата, а соответствующие типы реакций - депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима.

3) болезнь - выигрыш или избавление, а типы реакций при этом - безразличие, жизнерадостность, нарушение, враждебность по отношению к врачу.

4) болезнь – наказание и при этом возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева. Реакции преодоления болезни дифференцируются по преобладанию в них компонентов: когнитивного (приуменьшение личностной значимости болезни либо пристальное внимание ко всем ее проявлениям) или поведенческого (активное сопротивление либо капитуляция и попытки «ухода» от болезни) [23, С.121]. Итак, в настоящее время можно выделить несколько типов отношения человека к болезни: медико-психологические, психолого-психиатрические и социально-психологические. Каждая из них фиксирует особенности отношения человека к своему заболеванию с разных позиций и психологические изменения, которая болезнь накладывает на человека. С этой точки зрения можно выделить прежде всего адекватное восприятие болезни и патологические к ней отношения.

На основании анализа психологических исследований можно сделать вывод о том, что люди, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата имеют следующие психологические особенности: наличие страхов, склонность к депрессии, подавление агрессивных импульсов, непритязательность, что свидетельствует о том, что болезнь накладывает свой отпечаток на личность человека и влечет за собой изменение самооценки, эмоциональных состояний и социальных взаимоотношений.

Страницы: 1 2 3 4 


Это интересно:

Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается ...

Попутное научение и целенаправленное учение
Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Многовековой опыт педагогов показывает следующее: · научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед обучающими ...

Коррекционно-развивающая программа
Цель: помочь ребенку с нарушением внимания адаптироваться в школьной среде. Задачи: 1. Сформировать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста. 2. Проверить адаптацию детей к школе. 3. Научить детей концентрации внимания с ...